Когда каникулы – не отдых

Все знают, что когда у школьников летние каникулы, педагоги уходят в долгий отпуск. Казалось бы, логично: что им делать в пустых школах, ведь их обязанности заключаются в обучении и воспитании детей? А раз нет ребят, то и работы нет. Но ведь кроме летних каникул есть еще: осенние, зимние, весенние. Ребята ждут эту осеннюю неделю отдыха с большим нетерпением, тогда они могут отдохнуть от школьных уроков, домашних заданий, расширить свой кругозор и обрести новые знакомства и впечатления или просто отдыхать, а многие помогают своим родителям в далёких от школы сёлах вести домашнее хозяйство.

Неужели в это время педагогические кадры отдыхают? Конечно, нет! Прошедшие осенние каникулы для воспитателя — это необходимое время для передышки в стремительном рабочем графике, время для самообразования, методической работы и совместных рабочих встреч с единомышленниками.

Заседание методического объединения воспитательского состава нашего Центра образования прошло 31 октября, у читателя возникает вопрос: почему стоило об этом написать? Для педагогов подобные мероприятия проходят чаще всего рутинно и однообразно, но не в этот раз, когда коллективом были активно внедрены и интегрированы в единое целое разные формы работы методического объединения, консолидированные единой темой: «Развитие исторического мышления и развитие личности воспитанников с нарушением слуха в контексте введения ФГОС третьего поколения».

Соколова Виктория Анатольевна представила теорию, подкрепив яркой практической частью вопрос «Применение интерактивных технологий в рамках проектной деятельности в историческом просвещении обучающихся с нарушением слуха». Воспитатель представила опыт участия её воспитанников в создании различных проектов с применением интерактивных технологий, в том числе совместную работу в рамках муниципального фестиваля конкурса проектов «Есть идея! — 2022». Ребята 7 –го слабослышащего класса, по приглашению руководителей, включились в работу с учениками СОШ № 11, поработав сурдопереводчиками, в видео роликах они рассказали о старинных, знаменитых и незнакомых объектах родного города, заслуживающих особого внимания, являющихся историческим наследием и художественной ценностью, зритель узнал: о плачущем доме (или доме плачущего отца), о доме с лицом (доме Гладких), о доме-кораблике в Чите (доме с рыбками). Виктория Анатольевна отметила, что условиях модернизации образования одной из ведущих задач является формирование у обучающихся ключевых компетенций. Для этого необходимо выявить наиболее оптимальные формы воспитания и обучения, методы и приемы. При традиционном подходе к образованию весьма затруднительно воспитать личность, удовлетворяющую требования времени, а применение в практике развития исторического мышления и развития личности воспитанников с нарушением слуха интерактивных, современных методов обучения способствуют повышению интеллектуальной активности учащихся, следовательно, и эффективности всего процесса воспитания. Даже самые пассивные воспитанники включаются в активную деятельность, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решению проблем. А главное — использование интерактивных методов обучения помогает выполнить заказ общества, подготовить политически зрелую личность с активной жизненной позицией, способную самостоятельно мыслить и принимать решения.

На заседании методического объединения Тарбеева Екатерина Валерьевна провела практикум, где педагоги освоили сервис «ФГИС «Моя школа», представив вниманию сочетание короткой теоретической части, индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков в части поиска необходимой информации по теме методического объединения. Интерактивное обучение— это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности.

Председатель методического объединения воспитателей Багнюк Елена Сергеевна провела тренинг по обновлённым ФГОС третьего поколения, соблюдая принципы работы: взаимоуважение, искренность, ответственность в дискуссиях и при обсуждении результатов тренинга.

Ольга Викторовна Замотаева, как постоянный, активный, непосредственный участник летних археологических экспедиций озвучила главную проблему детей нашего Центра, подробно остановившись на нарушениях связи с миром, древней историей, недоступности ряда культурных ценностей через тему: «Поиск исчезнувших культур или социализация детей с нарушением слуха». «Социальное развитие, — цитируя автора, — это процесс, во время которого ребенок усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить, общаться со взрослыми и сверстниками, учиться жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становиться социально компетентным. Мы, как непосредственные наставники, как воспитатели, сопровождающие экспедицию летом с Валентиной Николаевной Карханиной, знаем, что и в жизни, и на выездах — нарушение слуха значительно осложняет социализацию глухих и слабослышащих детей, что в первую очередь связано с отсутствием или резким недоразвитием речи, и как следствие, нарушением социальных контактов ребенка с окружающим миром». Именно на эти проблемы нацелены летние поисковые выезды, ребята знакомятся с историей родного Забайкалья, изучают типохронологические ряды, учатся сосуществовать в экстремальных условиях, учатся трудолюбию и выносливости, одновременно изучая, познавая, развиваясь. Археологическая, туристически-краеведческая деятельность, во всех ее формах, способствует всестороннему развитию личности воспитанников, направлена на совершенствование интеллектуального, духовного и физического развития, способствует повышению интереса к изучению своего края. Знакомство с природой, историей и культурой древности родины, пробуждает у детей желание внести и свой вклад в ее развитие и процветание, воспитывает чувства гражданственности, патриотизма.

Педагог-психолог Центра образования Мерзликина Юлия Евгеньевна выделила основные аспекты Концепции развития психологической службы в системе образования 2022 года и планы её развития до 2025 года. Юлия Евгеньевна подробно остановилась на направлениях, этапах её реализации и что особенно немаловажно, на ожидаемых результатах. В заключении коллектив воспитателей выступил с предложением поддержать реализацию государственного документа и внести в протокол заседания обязательное исполнение идей Концепции через 100%-тное обеспечение психологической помощью воспитанников Центра образования, наметив цикл лекционных и практических занятий с воспитанниками всех групп для формирования психологической культуры личности, которая является необходимой частью общей культуры школьника. Приобщение учащихся к психологическим знаниям в юном возрасте очень важно для их полноценного развития, поскольку учит пониманию другого человека как индивидуальности, людей как психологической общности, а также позволяет лучше понять себя.

Подводя итог, на основании проделанной на заседании работы, объединив опыт коллег, можно определенно сказать, что историческое мышление — это сложное, многофункциональное, специфическое образование в духовной жизни детей с нарушением слуха. Так чаще всего навязываем школьнику способ мышления адекватный нашей доминирующей подструктуре мышления. Для одних понятно объяснение педагога, для других нет. Следствие – формальное отношение детей к истории и историческим фактам. Надо не ломать, а учитывать в процессе воспитания и обучения индивидуальные особенности каждого ребенка. В этом залог не только успешности, но и общего развития личности учащегося. Здесь уместно привести слова В.А.Сухомлинского: «Страшная это опасность — безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы — это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок — ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, — в сфере мысли».