Методы и технологии в деятельности педагога-психолога | ||
---|---|---|
Методы и технологии | Краткое описание | Предполагаемый результат |
Социо-игровые технологии (авторы: Шулешко Е.Е., Ершова А.П., Букатов В.М.) | Предупреждение утомляемости на игровых сеансах, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей. Развитие эмпатии, активизация воображения и образного представления, тренировка выразительности мимики и движений. Формирование умений и навыков дружеского взаимодействия. | У детей снижается уровень психоэмоционального напряжения, повышается уровень коммуникативных способностей и познавательных процессов. |
Здоровьесберегающие технологии (авторы: Лазарев М.Л., Гаврючина Л.В., Швецов А.Г.) | Создание позитивного и бодрого настроения. Профилактика и коррекция различных нервно-психических состояний и заболеваний (с помощью комплексов упражнений по профилактике имеющихся нарушений, дыхательной гимнастики, аромотерапии). | У детей развиваются сенсорные и моторные функции, познавательная и эмоционально-волевая сфера. |
Телесно-ориентированные технологии (автор:Ганичева И. В ) | Коррекция и развитие Эмоционального напряжения, Психосоматических проблем. | У детей улучшается эмоциональное состояние, дети стали более сплоченными в коллективе. |
Личностно-ориентированные технологии (авторы: Карла Роджерс; В. А. Сухомлинский; Ш. Амонашвили) | Индивидуализация воспитания и развития воспитанника. | Происходит азвитие партнерских, доверительных отношений, воспитанник чувствует себя личностью, проявляет свою индивидуальность. |
Психогимнастика (релаксационные упражнения, этюды). Авторы: М.И.Чистякова, И.В.Ганичева, Е.А.Алябьева | Психогимнастика направлена на формирование межфункционального взаимодействия: формирование слухомоторных координаций, произвольной регуляции движений, слухового внимания. Кроме того психогимнастика создает основу для появления таких характеристик моторики детей, как плавность, переключаемость, быстрота и координация движений рук и ног и др. | Улучшается эмоциональный тонус, работоспособность у детей, закладывается основа вхождения в работу, возникает сплоченность группы. |
Кинезиологические упражнения (авторы: Е.Д.Хомская, А.Л.Сиротюк) | Это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Они развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают усвоение информации.. | Кинезиологические упражнения органично вписываются в структуру занятий, а главное – особенные дети выполняют их с большим желанием и удовольствием, что является немаловажным для роста мотивации в обучении |
Игровая психокоррекция (автор: М.В.Завгородняя) | Игровая психокоррекция направлена на развитие познавательных способностей детей: памяти, внимания, мышления; развивает самоконтроль и произвольность. Позволяет максимально развивать способности каждого ребенка. | Дети с особыми образовательными потребностями совершенствуют умение различать и называть предметы ближайшего окружения, группировать однородные предметы, выделять и выбирать предметы с заданным свойством и пр. |
Сказкотерапия (авторы: Т.Д.Зинкевич- Евстигнеева) | Сказкотерапия — эффективный метод, который направлен на коррекцию сознания ребенка и редактирование поведения с помощью сказки, который позволяет заглянуть в его маленький мир, обнаружить внутренние конфликты и увидеть скрытые страхи, о которых дети боятся сказать своим родителям. | Сказкотерапия помогает:
— решить многие жизненные задачи и ответить на внутренние вопросы; — развивать мыслительные процессы, совершенствует память, логику, внимание; — способствует передаче из поколения в поколение понятия справедливости, доброты, любви, верности; — выявить забытые детские психологические травмы; — наполнить ребёнка эмоциональными эмоциями. учить сопереживать; — изменить поведение человека. |
Песочная терапия (авторы: Грабенко Т.М.) | Песочная терапия представляет собой невербальную (не разговорную) форму психотерапевтической работы, где основной акцент делается на творческом самовыражении ребёнка, благодаря которому на бессознательно-символическом уровне происходят выражение, отпускание внутреннего напряжения и поиск путей развития. | Метод песочной терапии способствует: развитию эмоций у детей, развитию фантазии, мелкой моторики, тактильных ощущений, связной речи; наиболее эффективен в коррекции страхов, тревожности, замкнутости, агрессии, гиперактивности. |
Музыкотерапия (авторы: О.А.Ворожцева, А.В.Майорова, С.А.Хатуцкая, Н.А.Фудин, Железновы) | Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе непрерывной образовательной деятельности. Различают активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей, успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон). | Музыкотерапия способствует развитию коммуникативных навыков и эмоционально-волевых качеств детей. |
Следует отметить, психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности всегда персонифицировано и направлено на конкретного ребёнка, даже если педагог работает с группой.