8 февраля в начальной школе Центра «Открытый мир» состоялся практико-ориентированный семинар на тему «Особенности и возможности обучения детей с расстройствами аутистического спектра».
Цель семинара – формирование представлений и знакомство с практическими рекомендациями психолого-педагогической помощи детям с расстройством аутистического спектра в условиях образовательной организации.
Задачи:
— знакомство с понятиями «аутизм» и «расстройство аутистического спектра», причинами их возникновения;
— формирование представлений о поведении ребенка с РАС;
— формирование психолого-педагогических компетенций педагогов при работе с детьми с РАС.
Со вступительным словом выступила Татьяна Александровна Иванова, заместитель директора по УВР в начальной школе. Она рассказала об актуальности мероприятия, о наличии проблем в обучении и развитии обучающихся с РАС.
Татьяна Александровна объяснила, что расстройство аутистического спектра — это нарушение нейропсихического развития, характеризующееся качественными отклонениями в социальном взаимодействии и способах общения, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся набором интересов и занятий.
Татьяна Александровна отметила, что ученые изучают особенности этого нарушения уже более 70 лет, называют детей с расстройством аутистического спектра «детьми дождя», «детьми Снежной королевы», подчеркивая их эмоциональную холодность, безразличие к окружающему миру и людям. Поэтому главная цель коррекции поведения и обучения ребенка с РАС – обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта.
С докладом на тему «Коррекция пищевого поведения у детей с РАС с использованием технологий прикладного анализа поведения (АВА-терапия)» выступила учитель начальных классов Ксанта Борисовна Манилюк.
Она рассказала, что 87% детей с РАС имеют расстройство пищевого поведения. Избирательное пищевое поведение – одна из черт детей с аутизмом. Ребенок с РАС очень избирателен в еде, ест только из одной, привычной ему, посуды, или ест еду определенной консистенции и вкуса, прием пищи может сопровождаться определенным повторяющимся из раза в раз ритуалом. Это связано с его стереотипным набором интересов.
Нежелание есть разнообразную пищу приводит к проблемам ЖКТ, авитаминозу, перееданию или истощению. Специалисты выделили два вида нарушений пищевого поведения детей с РАС: пограничное, когда ребенок употребляет в пищу от 6 до 21 вида продуктов, и патологическое – до 6 видов. Расширение видов продуктов в рационе ребенка следует проводить постепенно и настойчиво, начиная с визуализации нового блюда, предоставляя возможность ребенку ощутить его запах, потрогать. Можно превращать прием пищи в игру, ритуал, украшать еду и ее подачу на стол.
Ученые заметили, что существует связь между питанием и поведением ребенка. 50% детей с РАС имеют непереносимость глютена и козеина, которые содержатся в сладостях, мучных и кисло-молочных продуктах. При их употреблении в пищу у некоторых детей наблюдается повышение настроения и активности, эмоциональный всплеск, который затем переходит в вялость, тревожность, депрессивное состояние. Если родители и педагоги замечают такие особенности в поведении ребенка, нужно полностью исключить из рациона такие продукты — их не может переносить организм ребенка. Также родителям рекомендуется кормить детей по четкому расписанию, не допускать перекусов.
Таким образом, можно достичь хороших результатов и откорректировать питание ребенка с РАС, что будет способствовать укреплению его здоровья и улучшению поведения и обучения.
Антонина Сергеевна Малкова выступила с докладом-презентацией «Использование средств мотивации и поощрения в учебной деятельности детей с РАС».
За много лет исследований и наблюдений за детьми с РАС ученые отметили важность поощрений в работе с такими детьми и определили их в систему: пищевые поощрения (еда), сенсорные (зрительные, слуховые, световые, осязательные — красивые картинки, световые и слуховые сигналы, приятная музыка, слаймы); предметные (любимые игрушки), социальные (похвала, объятья, поездка или прогулка в интересные ребенку места). Важно помнить, что поощрения можно использовать только в ситуации выполнения ребенком конкретных заданий. В других ситуациях использовать предмет или действие, которые служат поощрением, нельзя.
Выделяют также три группы детей по способу поощрения. Детей с низким уровнем мотивации, интеллекта и самоконтроля нужно поощрять за каждое успешное действие. Дети со средним уровнем мотивации, интеллекта и самоконтроля поощряются в конце дня или после уроков. Уровень мотивации ребенка, к которому стремятся педагоги и родители тот, когда похвала принимается им как поощрение.
Кроме поощрений для успешного обучения детей с РАС важно визуальное расписание уроков, действий. Ребенок должен знать, что его ждет на уроке, или в учебный день, видеть, как уменьшается количество предстоящих дел, как успешно он решает поставленные учителем задачи, оценивать себя. В этом случае он чувствует себя увереннее, спокойнее, более внимателен и сконцентрирован на уроке. Очень помогают в обучении детей с РАС дидактические и наглядные пособия – игрушки, картинки.
Самое важное, подчеркнула Антонина Сергеевна, завершать каждый урок нужно на положительном моменте, даже если в этот день у ребенка ничего не получается, добиться успешного действия и похвалить.
На тему «Обучение детей с РАС чтению с помощью «Личного букваря» выступила учитель начальных классов Александра Анатольевна Евдокимова.
Эту методику разработала Н.Б. Лаврентьева, кандидат педагогических наук ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования». Александра Анатольевна рассказала, что «личный букварь» — это первый опыт создания учебника, который учитывает потребности детей с РАС, это рукодельная книга, которую ребенок создает сам.
В «личном букваре» изучение букв начинается с буквы «Я»: зачастую ребенок с РАС не умеет идентифицировать себя , а с этой буквы он начинает себя познавать. Вторая, третья и четвертая буквы – самые важные – «А», «М», «П», из них состоят самые знакомые и милые ребенку слова – «мама» и «папа». Следующими буквами могут стать буквы имени ребенка или буквы приятного для него слова, например, «сок» или «конфета». И так ребенок с увлечением осваивает весь алфавит, лепит их, рисует в «личном букваре», ищет знакомые буквы в составе новых для него слов. Одновременно учится глобальному чтению. А затем с помощью разрезной азбуки составляет слова по картинкам и на слух – это уже азы аналитического чтения.
Завершающей темой семинара стали «Практические методы и приемы по формированию навыков коммуникационного поведения у детей с РАС младшего школьного возраста», которые представила Оксана Леонидовна Костюкова.
Она рассказала об арт-терапии как средстве коммуникации детей с РАС. Творческая деятельность способствует гармоничному развитию ребенка. Такие виды арт-терапии, как изотерапия, сказкотерапия, игровая, песочная, музыкальная, куклотерапия, вызывают и развивают эмоциональность ребенка с РАС и как следствие обогащают его эмоциональный опыт, а именно к этому стремятся все педагоги и родители детей с РАС.
Семинар прошел в динамичном режиме, все доклады были интересными, наглядными, познавательными. Педагоги взяли на заметку методы работы с детьми с РАС.
Е.В. Муратова