Предсказания или прогнозы?

Багнюк Е.С.

«Святая святых» – метеоплощадка объединённой гидрометеорологической станции города Читы. Теперь, ребята из шестого слабослышащего и седьмого неслышащего классов это знают.

Побывав там 24 ноября, наши ученики узнали, почему нельзя сходить со строгого маршрута движения и почему это настолько важно для коммуникаций самой площадки. Руководитель Григорий Владимирович Коваленко и специалист службы, техник-метеоролог Наталья Александровна Чухачёва, в ходе экскурсии, рассказали: «Вам может показаться, что метеоплощадка — это просто огороженная территория на которой располагаются приборы. Но на деле всё не так все просто, здесь всё по «фэн-шую» — все расставлено в определенном порядке. Схема площадки напоминает «слоёный пирог», где каждая группа приборов располагается в своём слое».

Для начала нам рассказали, что попытки предсказать погоду предпринимались ещё в глубокой древности и были неотделимы от культовых отправлений. Правда, тогда предсказания как раз и были ничем иным как шаманством и гаданием. Результат был предсказуемо недостоверным. С развитием науки предсказывать погодные явления оказалось действительно возможно, при этом точность прогнозов будет весьма высокой. Здесь и многолетняя статистика по погодным условиям из самых разных точек земного шара, и спутниковые снимки, и немало различного оборудования. Всем этим сейчас пользуется метеорология, или наука о погодных явлениях. Соответственно, метеоролог – это человек (ученый), занимающийся изучением природных явлений, связанных с погодой. Результатом работы метеорологов, пояснил Григорий Владимирович, становятся так называемые погодные карты. Их-то мы и видим на многочисленных сайтах, включая поисковые системы вроде «Яндекса». Работа довольно рутинная и скрупулезная. Она требует внимательности, ответственного подхода и знания специальных методик. Метеоролог также должен уметь обращаться со специальной аппаратурой – радиолокационными станциями, спутниками, погодными датчиками и аэростатами и т.д. На основе данных, которые он получает из различных источников, впоследствии и составляются предсказания природных явлений.

В ходе беседы ребята задавали вопросы и выяснили, что метеостанция — это сооружение на суше или на море, оснащенное приборами и оборудованием для измерения атмосферных условий с целью получения информации для прогнозов погоды и изучения погоды и климата. Все замеры делаются ежедневно, каждые три часа, и при этом используются метеорологические измерительные инструменты и приборы. Проведенные измерения включают температуру, атмосферное давление, влажность, скорость ветра, направление ветра и количество осадков.

Прогноз погоды, выпущенный синоптиками это не предсказание, не предположение о предстоящей погоде, а точные данные. Точность официальных прогнозов значительно выше, чем из других источников, так как он составлен специалистами-синоптиками с использованием современных гидродинамических моделей атмосферы, спутниковых данных, с учетом местных физико-географических условий. Наталья Александровна дала ребятам возможность прикоснуться к работе метеоролога, который определяет свойства погоды, такие как температура, влажность, давление, ветер, облачность, осадки и определяет явления погоды, такие как снегопад, гроза, радуга, штиль, туман и другие. Дала возможность увидеть своими глазами транссмисометр, для измерения видимости, подержать его в руках и поработать с ним, узнать о запуске зонда, который отправляется в небо в одно и то же время по всей России, о том, что для проведения измерений атмосферного давления необходим барометр, а влажность воздуха измеряется гигрометром, что даже самая простая метеорологическая станция ведёт наблюдение и измерение направления и скорости ветра, где необходим анеморумбометр, иными словами флюгер и количество осадков измеряется осадкомером. Беседа была увлекательной и интересной. «От погоды зависит всё, — продолжила метеоролог, — первым делом, приступая к работе, большинство служб запрашивает прогноз погоды, жизнь нашей планеты, отдельного государства, города, компаний, предприятий и каждого человека зависит от погоды, переезды, перелёты, работа транспортных и коммунальных служб, сельское хозяйство и всё в нашей жизни находится в прямой зависимости от погодных условий, а качественный прогноз погоды невозможно составить без показаний, которые собирает метеорологическая станция».

Подобные выездные встречи активизируют познавательную деятельность учащихся, развивают эрудицию, расширяют кругозор, формируют мировоззрение, способствуют повышению культурного и интеллектуального уровня детей, помогают увидеть взаимосвязь теории и практики — основной фактор в освоении ряда предметов, которые не существуют без экскурсий. Выходя за пределы класса и школы, дети получают не только дозированный объем учебного материала, но и те знания, что изначально не входили в план. Хороший педагог использует экскурсии для социализации, в дополнение, в ходе экскурсии, задавая вопросы экскурсоводу, дети учатся общаться. И конечно знания должны быть обобщены, после экскурсии ребята рисовали то, что увидели, делились впечатлениями. Хорошая экскурсия вызывает у детей самые различные чувства: радость открытия, восхищение, удивление, любознательность, удовольствие, предвкушение новых ощущений, вдохновение… Согласитесь, в обычной жизни таких эмоций маловато. А все, что связано с положительными эмоциями, в том числе и предмет экскурсии, запоминается человеком надолго. Спасибо от всего коллектива детей организаторам и специалистам объединённой гидрометеорологической станции.