«Ребенок, развитие которого осложнено дефектом, не просто менее развит, чем его сверстники, он развит иначе»
Л.С. Выготский
Своевременное психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и детей с ОВЗ от 2 до 8 лет способствует максимальному использованию компенсаторных возможностей детского организма. Для ребенка с ограниченными возможностями, у которого взаимодействие с окружающим миром затруднено, особенно важно прожить любую ситуацию эмоционально, с опорой на органы чувств.
Главная цель коррекционной работы для каждого ребенка – постепенное изменение мотивации от сенсорной к игровой, от игровой – к учебной.
Деятельность педагога-психолога ОРДД «Шаг навстречу» характеризуется поэтапной стратегией сопровождения ребенка-инвалида и ребенка с ОВЗ в образовательной среде.
Первый этап – диагностический – сбор информации о ребенке, определение характера детских проблем и путей их решения.
Второй этап – поисковый – выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов, составление индивидуального коррекционно-развивающего маршрута для каждого ребенка, разработка адаптированной образовательной программы.
Третий этап – деятельностный – решение проблем, то есть выполнение рекомендаций каждым участником сопровождения.
Четвертый этап – рефлексивный – анализ результатов выполненной работы. (Что удалось? Что не получилось? Почему?). Корректировка дальнейшей траектории развития ребенка.
Роль педагога-психолога – создать надлежащие условия, помочь детям организовать деятельность, определить, какая помощь нужна каждому ребенку для того, чтобы он продвинулся в своем развитии.
В целом, деятельность педагога-психолога направлена на всех участников образовательных отношений и имеет свои цели и задачи.
Цель: сохранение и укрепление психологического здоровья детей, их всестороннее развитие в условиях ОРДД «Шаг навстречу», а также оказание своевременной помощи детям, родителям и педагогам в решении психологических проблем развития, возникающих в образовательной деятельности и в различных жизненных ситуациях.
Задачи:
- Выявление причин нарушений эмоционально-личностного и познавательного развития детей посредством диагностического обследования.
- Преодоление нарушений в развитии ребенка, разработка и реализация адаптированных образовательных программ.
- Сопровождение детей в период адаптации к группе кратковременного пребывания ОРДД «Шаг навстречу».
- Оказание консультативной помощи родителям и педагогам по различным вопросам.
- Повышение психолого-педагогической культуры и компетенции взрослых, участвующих в образовании ребенка.
В коррекционно-развивающем сопровождении педагогом-психологом ОРДД «Шаг навстречу» используются следующие методы и технологии.