Современная школа ставит своей главной целью гармоничное развитие ребенка . Разумеется, гармоничное развитие предполагает не только интеллектуальное развитие, связанное с содержанием образования, но и развитие физическое, эмоциональное, личностное. В этой связи особенно значимой в современных условиях является работа службы психологического сопровождения ребенка.
Психологическое сопровождение предполагает постоянное отслеживание и фиксирование изменений, происходящих с ребенком во всех вышеназванных сферах, выбор индивидуального маршрута сопровождения, то есть программ, направленных не только на решение возникших проблем и затруднений, но и на их предотвращение, а также постоянный анализ результатов этой работы. В своем личностном становлении, становлении как ученика каждый ребенок проходит следующие этапы: адаптация — социализация — интеграция в разновозрастной социум. Учитывая это, целесообразно разделить работу с детьми младшего школьного возраста на этапы.
1. Этап психологического сопровождения детей старшего дошкольного возраста, направлено на психологическую готовность к школьному обучению, а именно – физиологическую, социальную и интеллектуальную готовность к школьному обучению;
2. Этап психологического сопровождения учащихся 1-х классов, направлено на решение проблем адаптации к новым социальным условиям, освоение роли и статуса ученика, формирование мотивации.
3. Этап психологического сопровождения учащихся 2-х классов, направлено на формирование творческого подхода в усвоении школьных знаний, умений и навыков, развитие творческого мышления, высвобождение естественного интереса к познанию нового. Выбор данного направления обусловлен тем, что ко второму классу ребенок полностью осваивает роль ученика, его познавательная активность становится более ригидной, появляется стремление опираться на усвоенные алгоритмы в обучении.
4. Этап психологического сопровождения учащихся 3-х классов, основывается на необходимости формирования коммуникативных навыков учащихся. Особенно ценным становится в этот период опыт коллективного сотрудничества.
5. Этап психологического сопровождения учащихся 4-х классов, основывается также на необходимости формирования коммуникативных навыков учащихся. Предподростковый возраст характеризуется возрастающим интересом к взаимодействию со сверстниками, значимостью их мнения. В этот период особенно важными становятся способность понять другого, поставить себя на место партнера, умение давать конструктивную обратную связь, находить компромиссные решения в возникающих конфликтных ситуациях. Особенно важным становится в этот период подготовка к переходу в среднее звено.
Цель психологического сопровождения: психологическое сопровождение участников учебно-воспитательного процесса, сохранение их психического здоровья.
Задачи психологического сопровождения:
-
Психолого-педагогическое изучение школьников на протяжении всего периода обучения с целью обеспечения индивидуального подхода, определение индивидуальных компенсаторных возможностей учащихся с учетом структуры их дефекта.
-
Создание условий для оказания психологической помощи учащимся в решении проблем развития.
-
Консультативная и информационная психологическая поддержка процессов обучения, воспитания и развития детей в образовательной среде центра.
-
Контроль динамики психического развития учащихся и их адаптации к условиям центра.
-
Участие в школьном ПМП консилиуме.
-
Разработка индивидуальных программ психолого-педагогической помощи учащимся и их семьям.
-
Формирование основ психологической грамотности педагогов и родителей.
-
Работа с нормативной документацией.
В коррекционно-развивающем сопровождении педагогом-психологом используются следующие методы и технологии.