ОБЩАТЬСЯ – ЭТО ПРОСТО

«Единственная известная

мне роскошь – это роскошь

человеческого общения».

(Антуан де Сент-Экзюпери)

27 декабря в Центре «Открытый мир» состоялся педагогический совет на тему «Гармонизация  общения: учитель, ученик, родитель».

Цель: рассмотреть структуру педагогического общения и осуществить практический поиск организационных форм эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса;  формировать умение понимать друг друга в общении.

Задачи:

— Выявить причины отсутствия взаимопонимания между участниками образовательного процесса.

— Познакомить педагогов с эффективными техниками гармоничного общения: принцип «сэндвича»,  «активное слушание», «я-сообщения»; побуждать использовать педагогов данные технологии в процессе общения с учениками и их родителями.

— Сформулировать правила общения для учеников, учителей, родителей.

Модераторами мероприятия стали  педагоги-психологи: Е.А. Константинова, Е.С. Багнюк,  Г.А. Кокорина. Педсовет состоялся в нетрадиционной форме коллективной творческой деятельности. Педагоги разделились на 6 групп.

Перед тем как начать педсовет Евгения Михайловна Белокрылова, временно исполняющая обязанности директора Центра, поздравила коллег с завершением учебной четверти, наступающими новогодними и рождественскими праздниками и торжественно вручила благодарственные письма за неиссякаемый педагогический талант и профессионализм от Министерства образования и науки Забайкальского края  Виктории Юрьевне Мускатиной, Светлане Анатольевне Федореевой, Оксане Леонидовне Костюковой. Почетной грамотой также был награжден Ринат Анварович Якимов, инженер Центра.

  Организатором и ведущей данного педагогического совета  была  Иванова Татьяна Александровна (заместитель директора по учебно-воспитательной работе в начальной школе).  В начале своего выступления  она сообщила об актуальности  данного мероприятия,  а также о наличии проблем в общении  всех участников образовательного процесса.

Татьяна Александровна представила результаты анкетирования, в котором приняли участие    учителя, учащиеся и их родители (всего – более 250 человек), и отметила следующие особенности взаимоотношений:

— около 50% учащихся не хватает общения и поддержки родителей, они высказали, что их не понимают учителя, а сверстники не всегда   хотят с ними общаться;

—  40% педагогов испытывают трудности в общении с обучающимися из-за психологических особенностей детей. А при  общении с родителями  многие учителя  отметили  низкий интерес к учебе ребенка со стороны родителей, а также пожелали  объединения усилий с ними для решения проблем учащегося;

— в свою очередь большинство родителей сообщили  о том, что трудностей в общении с детьми и педагогами нет, а от учителей они ждут четких рекомендаций в вопросах обучения и воспитания.

     Таким образом, проблемы в общении были обозначены, и Татьяна Александровна предложила  группам педагогов пройти мозговой штурм – назвать условия, необходимые для гармоничного общения, перечислить качества личности, необходимые для гармоничного общения и качества, такому общению мешающие. Группы с заданием справились успешно и пришли к выводу, что качества личности важнее, чем условия, в которых оно осуществляется. Поэтому каждому человеку, будь то родитель, ребенок или педагог, необходимо работать над собой и развивать в себе качества, способствующие гармоничному общению. Особенно это важно для учителей, ведь, как писал М.И. Скаткин, «высокая техника педагогического общения — не только один из компонентов, но и ведущая составляющая педагогического мастерства».

    Во время образовательного процесса педагогам неизбежно приходится сталкиваться с конфликтными ситуациями. Это могут быть конфликты между учащимися, педагогом и родителем, родителем и ребенком, учащимся и учителем. Педагоги рассмотрели некоторые подобные ситуации и методы эффективного общения и выхода из конфликта. Участники педсовета узнали и обсудили приемы конструктивного общения: прием «сэндвича»,  техника «Я-сообщения», методика «Активное слушание». Активно и с увлечением  работая в группах, педагоги  попробовали использовать эти приемы на примере решения различных педагогических ситуаций. Обсудили условия  грамотного общения  «педагог-родитель».

   Вместе пришли к выводу, что основная цель общения педагога с родителями – объединение совместных усилий для решения конкретной проблемы ребенка (например, отставание по программе, плохое поведение). Если же родитель настроен на конфликт при общении с ним необходимо сохранять эмоциональную отстраненность и поддерживать в себе спокойный и охлажденный нейтралитет, не позволять себе зарядиться отрицательными эмоциями этого родителя.

      Если же конфликтная ситуация произошла между ребенком и родителем или учащимся и педагогом, необходимо помнить общий принцип, без соблюдения ко­торого все попытки наладить отношения с ребёнком оказываются безуспешными — безусловное принятие. Безусловно принимать ребёнка — значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник, а просто так, просто за то, что он есть.

Для учителей, родителей, учащихся были созданы памятки об условиях гармоничного общения, ведь, как писал В.А. Сухомлинский «только вместе с родителями, общими усилиями, учителя могут дать детям большое человеческое счастье».

     Татьяна Александровна завершила педагогический совет «Притчей о длинных ложках». Притча эта повествует про ад и рай, которые создают люди, взаимодействуя друг с другом. Как жить, как существовать в социуме и коллективе, мире или конфликте, в дисгармонии или гармонии? Выбор каждого.  На данном педсовете каждый педагог  получил конкретные рекомендации и «ключи» к успешному общению.  Теперь главное — суметь ими воспользоваться во благо ребенка, ученика.

     В итоге педагогического совета было принято следующее решение:

1.В дальнейшей образовательной деятельности  ГОУ «Центр специального образования»   использовать  оптимальные  приемы и техники гармоничного общения  обучающихся, педагогов, родителей.

Ответственные: администрация, руководители МО,  педагоги-психологи.

2.С целью оказания оперативной педагогической и психологической консультационной помощи участникам образовательного процесса разработать пакет рекомендаций «Гармоничное общение».

Ответственные:   педагоги-психологи.

3.Для эффективного взаимодействия  в ГОУ «Центр специального образования» активизировать работу с родителями, создать активно действующую, работоспособную систему поддержки семейного воспитания посредством работы родительских клубов,  а также использования ИКТ.

Ответственные: классные руководители,  руководители МО,  педагоги-психологи.

 

Е.В. Муратова

ГАЛЕРЕЯ